25-26 января 2018 года в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений прошли обучающие семинары по темам «Экспертиза заявок. Технологии и правила», презентации успешных практик «Нравственные ценности в проектах-победителях конкурса «Православная инициатива», «Технологии привлечения средств на реализацию проектов» с участием руководства, экспертов, координаторов Фонда гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», а также победителей конкурса «Православная инициатива». В мероприятиях приняли участие Ольга Шевченко, заместитель руководителя ЕОРОиК, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая педагогика» Таганрогского педагогического института имени А. П. Чехова РГЭУ (РИНХ), Генеральный директор АНО ДПО «Кириллица»; Олеся Тодарчук, методист отдела религиозного образования и катехизации Ростовской-на-Дону епархии, доцент кафедры Донского государственного технического университета, кандидат педагогических наук, преподаватель АНО ДПО «Кириллица».
Секция прошла в Москве в конференц-зале Храма Христа Спасителя.
Мероприятие подготовили специалисты Фонда «Соработничество» в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества». Участниками мероприятия стали победители, региональные координаторы и участники конкурса «Православная инициатива», представители православных религиозных, некоммерческих и общественных организаций из регионов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья. Модератором секции выступила Ирина Ерошкина, специалист по связям с общественностью Фонда «Соработничество». Обращаясь к участникам с приветственным словом, она отметила, что тема Рождественских чтений красной нитью проходит через все проекты конкурса «Православная инициатива»: «Духовные ценности и нравственные ориентиры являются лейтмотивом каждого проекта конкурса «Православная инициатива», позволяя вновь вспомнить о сострадании, милосердии, человеколюбии, честности, трудолюбии, семейных ценностях, патриотизме — ценностях, которые нас объединяют, ценностях, которые рождаются из нашей веры и ею питаются, нравственных и духовных ценностях, которые являются инвестицией в наше будущее».
Работу секции продолжили презентации успешных проектов конкурса «Православная инициатива».
От Ростовской-на-Дону епархии к презентации были подготовлены два проекта:
- Проект-победитель международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017» (договор о предоставлении гранта № 61-1602153 от 20.04.2017г.): «Организация методического сопровождения и мониторинга качества образовательных услуг по профессиональной подготовке учителей в АНО ДПО „Кириллица“ (внедряющих предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль ОПК) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)».
- Проект-участник Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018» «Программа выездных обучающих семинаров для сотрудников храмов и добровольцев (школьников, студентов и взрослых)».
I.
В ходе реализации проекта «Организация методического сопровождения и мониторинга качества образовательных услуг по профессиональной подготовке учителей в АНО ДПО „Кириллица“ (внедряющих предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль ОПК) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)» была осуществлен отбор успешных практик реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.
В ходе реализации проекта были поставлены и реализованы следующие задачи:
-обобщение, систематизация и распространение накопленного эффективного опыта преподавания данных предметов в образовательных организациях Ростовской области;
— обеспечение непрерывного процесса аккумуляции и систематизации эффективного педагогического опыта;
-апробация критериев оценки успешных практик реализации ОРКСЭ и ОДНКНР;
— выявление эффективного опыта реализации ОРКСЭ и ОДНКНР;
— создание условий для распространения эффективного опыта преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в образовательных организациях Ростовской области;
-презентация направления работы, ресурсов и достижений системы образования в области формирования духовной культуры обучающихся Ростовской области.
-содействие актуализации у учителя процесса самоанализа в области достижения индивидуальной успешности в преподавании как основы совершенствования профессионализма;
— формирование единого информационного банка успешных практик;
— повышение качества преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР.
Отбор успешных практик осуществлялся по следующими признаками:
— наличие научно-методологической и методической основы,
— целостный подход к реализации,
— системность педагогической деятельности,
— получение стабильного положительного результата,
— возможность тиражирования данной практики.
Были использованы следующие критерии:
-критерий соответствия представленной практики требованиям к успешным практикам;
-критерий соответствия представленной практики преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР основным положениям ФГОС НОО и ООО;
-критерий целостности и системности представления в материале составляющих элементов успешной практики;
-критерий ориентированности практики преподавания предметной области ОДНКНР на преемственность содержания с комплексным учебным курсом ОРКСЭ, с последующими курсами в рамках предметной области (в следующих классах с 6 по 9);
-критерий воспроизводимости практики, т.е. возможности ее использования в различных условиях, на разном материале, в разных регионах, в разных типах образовательных организаций;
-критерий учета специфики региона и образовательной организации при реализации предлагаемой практики;
-критерий ориентированности практики на деятельностный подход к обучению;
-критерий наличия конкретной системы оценивания достижения планируемых результатов, разработанного инструментария оценивания результативности и способов оценивания;
-критерий наличия в практике преподавания ОРКСЭ содержательной и методической связи с другими модулями курса;
-критерий наличия в практике преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР содержательной и методической связи с другими предметами школьной программы;
-критерий ориентированности на внеурочную деятельность, на сотрудничество с культурно-просветительскими, научными и другими организациями;
-критерий использования в образовательном процессе содержания и форм сотрудничества и партнерства с родителями (с семьями обучающихся);
-критерий целесообразности и эффективности использования образовательных технологий при реализации практики;
-критерий целесообразности, обоснованности и эффективности применения ИКТ-технологий, специализированного оборудования и программного обеспечения при реализации практики;
-критерий наличия регулярного повышения квалификации педагога или педагогов, реализующих представленную практику;
-критерий обеспечения систематической методической помощи и/или научно-методического сопровождения практики преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР.
II.
Проект-участник Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018» «Программа выездных обучающих семинаров для сотрудников храмов и добровольцев (школьников, студентов и взрослых)».
В рамках реализации пилотного проекта выездных обучающих практико-ориентированных семинаров планируется проведение комплекса мероприятий, которые будут включать в себя:
— выездные практико-ориентированные семинары;
— выездные курсы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных организаций, внедряющих две предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ: модули ОПК, Основы светской этики, Основы мировых культур) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР);
— открытые лекции;
— мониторинг полученных знаний участниками семинаров, курсов повышения квалификации, открытых лекций;
— издание методических пособий;
— оказание методической помощи по вопросам апробации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России; формирование поликультурной компетентности; развитие интеллектуально-нравственных интересов, потребностей, мотивов, ценностей; приобретение опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном обществе; получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России; развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях соответствующих религиозных и светских традиций поликультурного населения России; формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли православия, иудаизма, буддизма, ислама в истории и культуре нашей страны;
— предоставление рекомендаций по использованию различных форм духовно-просветительской работы: беседа, встреча, семинар, занятие (занятие у икон, у карты, занятие-исследование, занятие «исторический портрет», занятие-защита проектов, занятие с подведением итогов детского творчества (рисунок, эссе, сочинение, рассказ, исследовательская работа), занятие-экскурсия, паломничество, занятие-диспут и т.д.;
— организация круглых столов, секций, интерактивных площадок;
— презентация спектра возможностей для участия в конкурсах и грантовых программах.
Просмотры (31)